Бунин Иван Алексеевич
 VelChel.ru 
Биография
Хронология
Галерея
Семья
Фильмы Бунина
Памятники Бунину
Афоризмы Бунина
Стихотворения 1886–1899
Стихотворения 1900–1902
Стихотворения 1903–1906
Стихотворения 1906–1911
Стихотворения 1912–1917
Стихотворения 1918–1952
Стихотворения по алфавиту
Хронология поэзии
Рассказы 1892-1909
Повести и рассказы 1909-1911
Повести и рассказы 1912-1916
Рассказы 1917–1930
Рассказы 1931-1952
Повести и рассказы
Повести и рассказы по дате
Темные аллеи
Жизнь Арсеньева
Переводы
Дневники (1881-1953)
Воспоминания
О творчестве Бунина
  Айхенвальд Ю.И. Иван Бунин
  Волошин М.А. Лики творчества
  Гиппиус З.Н. В сей час
  Медведский К.П. Новые лауреаты Академии наук
  Михайлов О. Поэзия И.А. Бунина
  Ходасевич В.Ф.
  Шулятиков В.М.
  … О культе природы в современной лирике
  … Этапы новейшей русской лирики
  … … Глава I
  … … Глава II
  … … Глава III
  … … Главы IV-V
  … … Глава VI
  … … Глава VII
  … … Глава VIII
  … … Глава IX
… … Примечания
Об авторе
Ссылки
 
Бунин Иван Алексеевич

О творчестве Бунина » Шулятиков В.М. » Этапы новейшей русской лирики » Глава IX

Примечания

(В. Гебель,1929)

Статья Шулятикова «Этапы новейшей лирики: Надсон, Апухтин, Владимир Соловьев, Мережковский, Голенищев-Кутузов, Бунин» - помещена была в сборнике «Из истории новейшей русской литературы», изд. «Звено», Москва, 1910, стр. 199 - 294. В настоящем издании из статьи Шулятикова выпущен разбор творчества Владимира Соловьева и Голеншцева-Кутузова (см. примечание [20]). Количество поясняющих примеров, а также число цитат, приведенных Шулятиковым из стихотворений разбираемых поэтов, несколько сокращено; изменения в тексте другого характера оговорены в примечаниях особо.

[1] Эпиграф: «Культ страдания, большого страдания, разве вы не знаете, что только этот культ образовал все возвышенное в человеке, то напряжение души в несчастье, которое воспитывает в ней силу, ее содрогание при виде большого падения, ее находчивость и мужество в перенесении и выдержке страдания, не есть ли это ваш дар страдания, высокого страдания». Фридрих Ницше («По ту сторону добра и зла»).

[2] Соловьев Владимир Сергеевич (1853 - 1900) - поэт-философ. По своему религиозному, мистическому мировоззрению один из реакционных русских мыслителей. Поэт В. Соловьев известен лирическими стихотворениями в духе мистико-религиозных откровений.

[3] Минский (1855) (литературный псевдоним Николая Максимовича Виленкина) - поэт-философ эпохи общественно-литературной реакции. Литературную деятельность Минский начал с «гражданских песен», но постепенно сошел к мистической настроенности, мотивам безвыходности и тоски, вылившихся в абстрактные формы символизма. В 1905 г. Минский кратковременно работал в «Новой Жизни». В основу философской системы Минского легла «меоническая идея». Меон не существующий: «меоническая идея вела к отрицанию действительности».

[4] Шулятиков имеет в виду общие литературные течения, вырабатываемые «интеллигентными ячейками» определенных социальных классовых групп, при чем формация подобных литературных течений Шулятиковым мыслится как длительный процесс, в котором продукция второстепенных писателей играет весьма значимую роль. К этому вопросу Шулятиков возвращается в ряде своих работ (см. его статью «Восстановление разрушенной эстетики»). Современное литературоведение в Порядке постановки ставит ту же проблему «массовой продукции». Жирмунский - «Пушкин и Байрон» 1924 г., Эйхенбаум - «Лермонтов» 1924 г. Виноградов - «Гоголь и натуральная школа». 1925 г. Его же «Эволюция русского натурализма» 1929 г. Переверзев - «Творчество Достоевского» 1928 г. (заключительная статья).

[5] ...высших и низших богов современного российского Парнаса.

[6] Поэты гражданской лирики 60-х годов: Некрасов, Дрожжин, Плещеев и др.

[7] «Человек настроения».

[8] Добролюбов Николай Александрович (1836 - 1861) - известный прогрессивный критик-публицист 60-х годов. В своих работах настойчиво проводил теорию «искусства для жизни» и придерживался так называемой «реальной критики». Стихи и беллетристические опыты, послужившие началом литературной деятельности Добролюбова, незначительны. Повести и рассказы общественно-обличительного характера Добролюбов печатал на страницах «Современника».

[9] Ибсен Генрих (1828 - 1906) - знаменитый норвежский драматург, выразитель индивидуалистического аристократизма. Его драмы: «Бранд», «Пер Гюнт», «Доктор Штокман», «Дом куколки» и др. - воплощение ницшеановского сверхчеловека, протестующего, необузданного индивидуализма.

[10] Ницше Фридрих (1884 - 1900) - известный немецкий писатель-мыслитель, наиболее яркий представитель философии пессимистического скептицизма и крайнего индивидуализма.

[11] В качестве «основной причины».

[12] Зиммель Георг (1858) - известный философ-психолог, принадлежит к немецкой школе Канта. Зиммель считает, что априорной предпосылкой исторической науки является психология, отсюда познание истории надо сводить не к изучению внешних фактов, а к психологии. Но нет особых законов исторической эволюции, помимо реальных движений мельчайших частиц материи, - таким образом Зиммель считает, что не устраняется и материалистическое понимание истории.

[13] «Особенная любовь».

[14] Герострат - грек из Эфеса, сжегший великолепный храм Дианы с целью прославить свое имя.

[15] «Лови мгновение».

[16] После этого следует разбор Шулятиковым творчества В. Соловьева (см. примечание [2]), выпущенный нами в настоящем издании. Шулятиков видит в стихотворениях В. Соловьева новую разновидность формулы «абсолютного движения». «Культ страдания» у В. Соловьева - как у представителя правого берега» - теряет острую трагичность и делается отвлеченным мистическим понятием.

[17] Леонардо да-Винчи (1452 - 1519), Микель-Анджело Буонаротти (1475 - 1564) - знаменитые итальянские живописцы, а также скульпторы и архитекторы, положившие начало новой эпохи в искусстве. Мережковским запечатлен образ Леонардо да-Винчи в стихотворении того же названия - «Леонардо да-Винчи» и во второй части трилогии «Леонардо да-Винчи» - «Воскресшие боги». Впервые эта часть была напечатана- в журнале «Начало» (1899), а затем в «Мире божьем» (1900) и весь роман был напечатан целиком. Отдельной книгой роман издан в 1901 г. Образу Микель-Анджело посвящено Мережковским стихотворение под тем же названием - «Микель-Анджело».

[18] В настоящем издании число примеров, приводимых Шулятиковым из творчества Мережковского, несколько сокращено.

[19] В настоящем издании выпущено изложение меонической теории Минского (см. примечание [3]).

После этого следует разбор Шулятиковьгм творчества Голенищева-Кутузова, опущенного в нашем издании. Голенищев-Кутузов Арсений Аркадьевич - поэт, последователь «чистого искусства». Характер его стихотворений лирико-субъективный. Излюбленный мотив - стремление к грусти, покою, смерти. Печатались стихотворения Г.-К. в журналах «Русский Вестник», «Русская Мысль», «Вестник Европы» и др. Стихи успехом не пользовались. В стихотворениях Голенищева-Кутузова Шулятиков отмечает, как у предыдущих поэтов, «культ страданий» и игру сливающихся противоположностей». В творчестве Г.-К. мелкому страданию противостоит страдание героическое, будничной борьбе - нирвана.

[20] Из стихотворения И. Бунина «Смотрит месяц ненастный, как сыплются желтые листья».

[21] К свету.

Алфавитный указатель: А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я   

 
 
     © Copyright © 2024 Великие Люди  -  Бунин Иван Алексеевич